Новости и аналитика Горячие документы Региональные Горячие документы. Ярославская область Постановление Правительства Ярославской области от 27 марта 2024 г. N 399-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Охрана окружающей среды в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области"

Обзор документа

27 апреля 2024

gerb

Правительство Ярославской области


Постановление Правительства Ярославской области от 27 марта 2024 г. N 399-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Охрана окружающей среды в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области"

Постановление Правительства Ярославской области от 27 марта 2024 г. N 399-п
"Об утверждении государственной программы Ярославской области "Охрана окружающей среды в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области"


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства области от 28.09.2023 N 969-п "О системе управления государственными программами Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области"

Правительство области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ярославской области "Охрана окружающей среды в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы.

2. Признать утратившими силу постановления Правительства области:

- от 17.03.2020 N 203-п "Об утверждении региональной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ярославской области" на 2020 - 2024 годы и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области и частично утратившим силу постановления Правительства области от 19.11.2019 N 794-п";

- от 31.03.2020 N 291-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Охрана окружающей среды в Ярославской области" на 2020 - 2025 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области";

- от 11.06.2020 N 501-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 17.03.2020 N 203-п";

- от 17.07.2020 N 608-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 17.03.2020 N 203-п";

- от 04.02.2021 N 39-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 17.03.2020 N 203-п";

- от 12.03.2021 N 84-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 31.03.2020 N 291-п и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области";

- от 27.04.2021 N 260-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 31.03.2020 N 291-п";

- от 22.06.2021 N 399-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 31.03.2020 N 291-п";

- от 08.09.2021 N 602-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 31.03.2020 N 291-п";

- от 26.10.2021 N 747-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 17.03.2020 N 203-п";

- от 06.12.2021 N 852-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 31.03.2020 N 291-п";

- от 27.01.2022 N 31-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 17.03.2020 N 203-п";

- от 27.01.2022 N 32-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 31.03.2020 N 291-п";

- от 30.03.2022 N 228-п "Об утверждении региональной целевой программы "Восстановление водных объектов на территории Ярославской области" на 2022 - 2024 годы";

- от 06.05.2022 N 358-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 31.03.2020 N 291-п";

- от 08.09.2022 N 768-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 31.03.2020 N 291-п";

- от 07.10.2022 N 858-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 31.03.2020 N 291-п";

- от 11.10.2022 N 874-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 17.03.2020 N 203-п";

- от 07.11.2022 N 976-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 17.03.2020 N 203-п";

- от 22.11.2022 N 1056-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 30.03.2022 N 228-п";

- от 02.03.2023 N 154-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 30.03.2022 N 228-п";

- от 29.03.2023 N 250-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 17.03.2020 N 203-п";

- от 01.06.2023 N 535-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 31.03.2020 N 291-п";

- от 27.07.2023 N 707-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 17.03.2020 N 203-п";

- от 21.08.2023 N 804-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 31.03.2020 N 291-п";

- от 18.12.2023 N 1335-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 30.03.2022 N 228-п";

- от 18.12.2023 N 1336-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 31.03.2020 N 291-п".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы природопользования.

4. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области

М.Я. Евраев


Утверждена
постановлением Правительства области
от 27.03.2024 N 399-п


Государственная программа Ярославской области "Охрана окружающей среды в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы


I. Стратегические приоритеты государственной программы Ярославской области "Охрана окружающей среды в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы


1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Ярославской области "Охрана окружающей среды в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы


1.1. Ярославская область относится к числу крупнейших индустриальных центров России с высокой долей перерабатывающей промышленности в экономике, что подразумевает наличие значительного вредного воздействия объектов экономики на окружающую природную среду и здоровье населения.

Благодаря реализации экологической политики и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в области в настоящее время в целом является стабильной.

Для Ярославской области, как и для большинства регионов России, характерны условия выработки ресурса оборудования производственных объектов, всех видов транспорта, резко возросшей автомобилизации городов, интенсивного использования природных ресурсов, увеличения и накопления отходов производства и потребления, которые способствуют возрастанию экологической напряженности.

Основными проблемами в сфере экологии Ярославской области в настоящее время являются:

- изношенность технологического оборудования предприятий, магистральных трубопроводов, приводящая к возникновению потенциально опасных ситуаций с нанесением вреда окружающей среде;

- использование устаревших технологий, приводящее к увеличению объема образования отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

- ухудшение качества поверхностных и подземных вод;

- ухудшение качества атмосферного воздуха в крупных населенных пунктах, в том числе в результате роста количества автотранспорта, не отвечающего современным экологическим требованиям;

- увеличение объема образования отходов, требующих переработки и утилизации;

- деградация природных экосистем, сокращение биологического разнообразия;

- недостаточный учет экологических требований при разработке градостроительной документации;

- увеличение вредного влияния загрязнения окружающей среды на состояние здоровья населения;

- отсутствие экономических стимулов для внедрения малоотходных и безотходных технологий;

- низкий уровень внедрения на предприятиях Ярославской области систем экологического менеджмента;

- низкий уровень экологической культуры населения.

Важными направлениями в сфере природоохранной деятельности являются охрана природных ресурсов и обеспечение их рационального использования, сохранение природных систем для устойчивого развития общества, обеспечения экологической безопасности населения Ярославской области.

1.2. Наиболее актуальными проблемами региона в сфере водных ресурсов являются:

1.2.1. Разрушение берегов Угличского, Рыбинского и Горьковского водохранилищ в результате негативного воздействия вод.

После строительства водохранилищ на реке Волге под воздействием водных потоков начался постепенный процесс разрушения берегов на территории Ярославской области. Комплекс гидроморфологических, топографических и гидравлических особенностей обуславливает постоянную деформацию, размыв и обрушение берегов.

В целях недопущения дальнейшего разрушения береговой линии водных объектов на территории Ярославской области до 2030 года планируется строительство 6 берегозащитных сооружений за счет средств федерального, областного, местного бюджетов.

1.2.2. Наличие гидротехнических сооружений (далее - ГТС) с неудовлетворительным уровнем безопасности. Расположенные на территории области ГТС построены более 25 - 40 лет назад, и в настоящее время большинство из них требуют капитального ремонта или реконструкции.

В целях обеспечения безопасности ГТС на территории региона проводятся комиссионные обследования готовности ГТС к безаварийному пропуску весеннего половодья. Такая работа проводится ежегодно в количестве 10 - 15 обследований при непосредственном участии специалистов федеральных ведомств. Ежегодно разрабатывается план обследования готовности ГТС к безаварийному пропуску весеннего половодья. В целях предоставления муниципальным образованиям субсидии на реализацию мероприятий, направленных на капитальный ремонт ГТС, расположенных на территории Ярославской области и находящихся в муниципальной собственности, в рамках реализации государственной программы Ярославской области "Охрана окружающей среды в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы (далее - Государственная программа) разработан Порядок предоставления и распределения субсидии на реализацию мероприятий, направленных на капитальный ремонт ГТС, расположенных на территории Ярославской области и находящихся в муниципальной собственности (приложение к Государственной программе).

1.2.3. Интенсивное освоение (застройка) территорий, прилегающих к водным объектам, расположенным на территории региона.

С целью регулирования градостроительной деятельности на территориях муниципальных образований области, подверженных негативному воздействию вод, в 2023 году завершены работы по установлению границ зон затопления, подтопления.

Данные об установленных границах зон затопления, подтопления переданы в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

1.3. Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" установлены целевые показатели, обеспечивающие сортировку отходов в объеме 100 процентов, а также снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза к 2030 году.

Для достижения целевых показателей на территории Ярославской области в 2024 - 2025 годах запланирована реализация инвестиционных проектов по строительству мусоросортировочных комплексов в Рыбинском (мощностью 60 тыс. т) и Ростовском (мощностью 40 тыс. т) муниципальных районах. Также к 2027 году планируется реализация проекта по строительству комплекса по переработке отходов в Ярославском муниципальном районе мощностью 220 тыс. т.

Правительством Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области ежегодно проводятся мероприятия по выявлению объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ОНВОС).

Особо опасными ОНВОС в Ярославской области являются объекты "кислые гудроны" и "зеленое масло".

По состоянию на I квартал 2024 года в государственный реестр ОНВОС включено 7 ОНВОС, расположенных на территории Ярославской области, в том числе объект "кислые гудроны". Включение в государственный реестр ОНВОС объекта "зеленое масло" запланировано на 2024 год. Ликвидация ОНВОС имеет первоочередное значение.

1.4. По состоянию на начало 2024 года в Ярославской области созданы и функционируют 377 особо охраняемых природных территории (далее - ООПТ) общей площадью 365,4 тыс. га, что составляет около 10 процентов площади области (5 место в Центральном федеральном округе по площади ООПТ).

Для сохранения уникальных, редких и типичных природных объектов и комплексов на ООПТ регионального значения, расположенных в 19 муниципальных образованиях области, в настоящее время установлены границы всех 100 процентов ООПТ путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, режим особой охраны установлен для 100 процентов ООПТ регионального значения.

Правительством Ярославской области проработан вопрос о возможности создания в границах городского округа города Переславля-Залесского ООПТ регионального значения "Ляхово болото с поймой верховьев реки Кубрь и ее притоков". По состоянию на начало 2024 года выявлена целесообразность создания ООПТ на основании анализа, проведенного компетентными учеными, специалистами-биологами, представителями профильных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. В настоящее время осуществляется второй этап создания ООПТ - подготовка проекта постановления Правительства области.

В целях реализации требований федерального законодательства будет продолжена работа по подготовке сведений, необходимых для формирования положений об ООПТ, подготовке паспортов ООПТ, внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об охранных зонах памятников природы регионального значения.

1.5. Одной из основных стратегических задач в сфере природопользования является сохранение видового разнообразия ресурсов животного мира, обеспечение реализации прав граждан на пользование объектами животного мира.

Основой для сохранения и рационального использования животного мира являются осуществление мониторинга его состояния, охрана и проведение биотехнических мероприятий, создающих оптимальные условия для воспроизводства объектов животного мира.

Животный мир Ярославской области насчитывает около 350 видов позвоночных животных. Из них рыб и круглоротых - более 40 видов, земноводных - 9 видов, пресмыкающихся - 5 видов, птиц - 327 видов, млекопитающих - более 50 видов (включая случайно зашедших и выпущенных в специальных хозяйствах), 35 видов занесены в Красную книгу Ярославской области.

По состоянию на конец 2023 года на территории области проживают более 37 тысяч охотников. Кроме того, ежегодно на территории области осуществляют охоту 5 - 6 тысяч охотников, проживающих в других субъектах Российской Федерации.

К 2023 году поголовье лосей на территории области достигло 41,45 тыс. особей, кабанов - 0,285 тыс. особей, зайцев-беляков - 22,196 тыс. особей, оленей благородных - 1,038 тыс. особей, медведей - 1,324 тыс. особей.

Общая площадь охотничьих угодий составляет 3284,678 тыс. га. В них действует 63 охотничьих хозяйства, созданных 42 юридическими лицами с целью предоставления услуг гражданам в сфере охотничьего хозяйства. Около 60 процентов составляют охотничьи хозяйства, образованные общественными организациями охотников. Кроме того, в целях повышения доступности охоты в регионе создано 22 общедоступных охотничьих угодья. Общая площадь общедоступных охотничьих угодий составляет 492,5 тыс. га.

1.6. В силу природных факторов Ярославская область не обладает разнообразием полезных ископаемых - минерально-сырьевую базу Ярославской области представляют только общераспространенные полезные ископаемые - песчано-гравийные породы, пески строительные, глины, торф и др. В период 2020 - 2023 годов развитие минерально-сырьевой базы полезных ископаемых осуществлялось за счет собственных средств пользователей недр.

Дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы Ярославской области ожидается за счет доразведки территорий, прилегающих к ранее разведанным месторождениям, а также за счет более рационального использования имеющихся запасов. Основные запасы были поставлены по техническим условиям конца 90-х годов. Развитие горной техники и насыщение производств современными горными комплексами делает экономически эффективными добычные работы на прилегающих к основным месторождениям участках, не включенных ранее в запасы по причине большого объема вскрышных работ, ниже уровня грунтовых вод, тонкие слои полезных ископаемых, содержание гравия менее 20 процентов.

1.7. Одной из целей, установленных Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, является комфортная и безопасная среда для жизни. В ее рамках одним из важных направлений работы является экологическое просвещение. В регионе ведется большая работа по повышению экологической грамотности населения, и в первую очередь молодого поколения, целью которой является развитие экологической культуры - качественно нового отношения к окружающей природной среде.

На территории региона функционирует 27 школьных лесничеств, в которых около 500 детей получают знания об особенностях лесной экосистемы, а также принимают участие в природоохранных акциях. В рамках экопросвещения на регулярной основе проводятся экологические акции "Вода России", "Сад памяти", "Сохраним лес", "Очистим лес от мусора", "Елочка, живи", "Покормите птиц зимой", информационная кампания "Останови огонь", а также Дни защиты от экологической опасности, в которых ежегодно принимают участие более 40 тыс. жителей области.


2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы


2.1. Одним из условий повышения качества жизни является благоприятная окружающая среда. Право граждан на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации.

2.2. Согласно Основам государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденным Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, государственная политика в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года основывается на Конституции Российской Федерации, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, а также на федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, документах долгосрочного стратегического планирования, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

2.3. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" установлено, что в рамках национального проекта в сфере экологии в 2024 году необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей:

- эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 01 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов;

- кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20 процентов совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах;

- повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения;

- экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озера Байкал и Телецкое;

- сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых ООПТ.

2.4. Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года", ставит главной целью социально-экономического развития Ярославской области повышение качества жизни населения региона.

Устойчивое развитие Ярославской области, высокое качество жизни и здоровье населения региона могут быть обеспечены при достижении достойного качественного состояния окружающей среды. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценный компонент национального достояния. Формирование и реализация государственной политики Ярославской области должны быть неразрывно связаны с экологической безопасностью и охраной окружающей среды, поскольку здоровье, социальное благополучие и экологическая безопасность населения находятся в неразрывном единстве.

2.5. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы отражены в следующих федеральных нормативных правовых актах:

- Экологическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р;

- Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года;

- План действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. N 2423-р;

- Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р;

- Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. N 84-р;

- Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

- Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";

- Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

- Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";

- постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 2055 "О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух";

- постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)";

- паспорт национального проекта "Экология", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16) (в редакции 2021 года);

- государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 322 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов";

- государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды".

На региональном уровне приоритеты, цели и задачи государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования определены:

- Законом Ярославской области от 12 апреля 2017 г. N 12-з "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ярославской области";

- Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года".

2.6. Исходя из целей и задач государственной политики в сфере природопользования определены цели Государственной программы:

- сокращение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации 1 ОНВОС, представляющего угрозу реке Волге, к 2025 году;

- сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством поддержания на уровне 10 процентов площади Ярославской области, занятой ООПТ, на плановый период до 2030 года;

- повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод за счет предотвращения ущерба от негативного воздействия вод в размере 1329,22 млн рублей к 2026 году;

- улучшение экологического состояния гидрографической сети за счет проведения комплекса дноуглубительных работ и работ по выемке грунта в целях расчистки водных объектов от заиливания, наносов песка и грунта общей протяженностью 9,2 км к 2025 году;

- развитие системы мониторинга окружающей среды на территории Ярославской области, обеспечивающей к 2030 году индекс качества окружающей среды на уровне 108,3 процента.


3. Сведения о взаимосвязи Государственной программы со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"


Государственная программа оказывает влияние на национальную цель развития "Комфортная и безопасная среда для жизни" и ее целевые показатели, установленные Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":

- создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза;

- снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза;

- ликвидация наиболее опасных ОНВОС и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое;

- улучшение качества городской среды в полтора раза.


4. Задачи государственного управления Ярославской области, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы


4.1. Задачи государственного управления в Ярославской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Положением о министерстве лесного хозяйства и природопользования Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 18.08.2023 N 792-п "О министерстве лесного хозяйства и природопользования Ярославской области, признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области и частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области".

4.2. Решение задач государственного управления в области природоохранной деятельности обеспечивается посредством решения задач, закрепленных в структурных элементах Государственной программы.

4.3. Источником финансирования мероприятий региональных и ведомственных проектов являются средства областного бюджета, субвенции, субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету Ярославской области. При финансировании за счет средств областного бюджета функции главных распорядителей бюджетных средств выполняют исполнители региональных и ведомственных проектов в рамках закрепленных за ними мероприятий.

4.4. Закупка товаров, работ и услуг для реализации мероприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

4.5. Реализация региональных проектов в рамках национального проекта "Экология" осуществляется посредством реализации региональных проектов, являющихся структурными элементами Государственной программы, в соответствии с постановлением Правительства области от 31.01.2019 N 44-п "Об организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области".

4.6. Формирование государственного задания на оказание государственных услуг осуществляется в соответствии с постановлением Правительства области от 09.11.2015 N 1197-п "О формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и финансовом обеспечении его выполнения".

4.7. Привлечение средств из федерального бюджета осуществляется на основании федеральных нормативных правовых актов и выполнения софинансирования за счет средств областного и местного бюджетов, а также внебюджетных источников. Средства из муниципальных бюджетов привлекаются с учетом полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

4.8. Контроль за целевым использованием выделяемых бюджетных средств осуществляется в соответствии с порядком, установленным главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

4.9. Объемы финансирования Государственной программы и ее структурных элементов обеспечиваются в размерах, установленных законом Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.


II. Паспорт Государственной программы


1. Основные положения


Куратор Государственной программы

Хохряков Денис Сергеевич - заместитель Председателя Правительства Ярославской области

Ответственный исполнитель Государственной программы

Пеньков Дмитрий Владимирович - министр лесного хозяйства и природопользования Ярославской области

Период реализации Государственной программы

2024 - 2030 годы

Цели Государственной программы

сокращение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации 1 объекта ОНВОС, представляющего угрозу реке Волге, к 2025 году

сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством поддержания на уровне 10 процентов площади Ярославской области, занятой ООПТ, на плановый период до 2030 года

повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод за счет предотвращения ущерба от негативного воздействия вод в размере 1329,22 млн рублей к 2026 году

улучшение экологического состояния гидрографической сети за счет проведения комплекса дноуглубительных работ и работ по выемке грунта в целях расчистки водных объектов от заиливания, наносов песка и грунта общей протяженностью 9,2 км к 2025 году

развитие системы мониторинга окружающей среды на территории Ярославской области, обеспечивающей к 2030 году индекс качества окружающей среды на уровне 108,3 процента

Объемы финансового обеспечения за весь период реализации Государственной программы

1393975,2 тыс. рублей

Связь с национальными целями развития Российской Федерации/ государственной программой Российской Федерации

национальная цель "Комфортная и безопасная среда для жизни" (показатели "Снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза", "Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое", "Улучшение качества городской среды в полтора раза")/ государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды", государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"


2. Показатели Государственной программы


N

п/п

Наименование показателя

Уровень показателя

Признак возрастания/ убывания

Единица измерения (по ОКЕИ)

Базовое значение

Значение показателя по годам

Документ

Ответственный за достижение показателя

Связь с показателями национальных целей

Информационная система

значение

год

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Цель Государственной программы - сокращение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации 1 объекта ОНВОС,

представляющего угрозу реке Волге, к 2025 году

1.

Количество ликвидированных наиболее опасных ОНВОС, нарастающим итогом

ГП РФ

возрастание

штук

-

2021

1

-

-

-

-

-

-

ГП

РФ

МЛХиП ЯО

ликвидация наиболее опасных ОНВОС и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое

-

Цель Государственной программы - сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством поддержания на уровне 10 процентов площади Ярославской области, занятой ООПТ, на плановый период до 2030 года

2.

Доля площади Ярославской области, занятой ООПТ всех уровней

Государственная программа

возрастание

процентов

10

2022

10

10

10

10

10

10

10

Государственная программа

МЛХиП ЯО

улучшение качества городской среды в полтора раза

-

Цель Государственной программы - улучшение экологического состояния гидрографической сети за счет проведения комплекса дноуглубительных работ и работ по выемке грунта в целях расчистки водных объектов от заиливания, наносов песка и грунта общей протяженностью 9,2 км к 2025 году

3.

Протяженность расчищенных участков русел рек

Государственная программа

возрастание

километров

-

2022

9,2

-

-

-

-

-

-

Государственная программа

МЛХиП ЯО

ликвидация наиболее опасных ОНВОС и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое

-

4.

Количество населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов

ГП РФ

возрастание

млн

человек

-

2022

0,002

-

-

-

-

-

-

ГП РФ

МЛХиП ЯО

ликвидация наиболее ОНВОС и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое


Цель Государственной программы - повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод за счет предотвращения ущерба от негативного воздействия вод в размере 1329,2 млн рублей к 2026 году

5.

Объем предотвращенного ущерба от негативного воздействия вод, нарастающим итогом

Государственная программа

возрастание

млн

рублей

-

2022

656,2

1134,2

1329,2

-

-

-

-

Государственная программа

МЛХиП ЯО

ликвидация наиболее опасных ОНВОС и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое

-

6.

Численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, нарастающим итогом

Государственная программа

возрастание

тыс.

человек

0,052

2021

0,976

0,976

1,493

-

-

-

-

ГП РФ

МЛХиП ЯО

ликвидация наиболее опасных ОНВОС и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое


Цель Государственной программы - развитие системы мониторинга окружающей среды на территории Ярославской области, обеспечивающей к 2030 году индекс качества окружающей среды на уровне 108,3 процента

7.

Доля населения области, проживающего в населенных пунктах, охваченных системой мониторинга атмосферного воздуха

Государственная программа

возрастание

процентов

73

2022

73

73

73

73

73

73

73

Государственная программа

МЛХиП ЯО

снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза


8.

Качество окружающей среды

ВДЛ

возрастание

процентов

106,25

2022

108,3

108,3

108,3

108,3

108,3

108,3

108,3

Единый план

МЛХиП ЯО

снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза

ЕМИСС


Список используемых сокращений


ВДЛ - высшее должностное лицо

ГП РФ - государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"

Един план - Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р

ЕМИСС - единая межведомственная информационно-статистическая система

МЛХиП ЯО - министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области

ОКЕИ - Общероссийский классификатор единиц измерения


3. Структура Государственной программы


N

п/п

Задачи структурного элемента

Краткое описание ожидаемых эффектов от реализации задачи структурного элемента

Связь с показателями

1

2

3

4

1. Региональный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Ярославская область)"

(куратор - Хохряков Денис Сергеевич)


Ответственный за реализацию - министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области

срок реализации - 2024 год

1.1.

Обеспечено снижение экологической нагрузки на население за счет сокращения захоронения твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку)

введены в промышленную эксплуатацию мощности по обработке (сортировке) твердых коммунальных отходов;

увеличена доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов до 100 процентов к 2030 году

качество окружающей среды

1.2.

Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая создание условий для утилизации запрещенных к захоронению отходов

доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов к концу 2030 года составит 50 процентов

качество окружающей среды

2. Региональный проект "Чистая страна (Ярославская область)" (куратор - Хохряков Денис Сергеевич)


Ответственный за реализацию - министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области

срок реализации - 2024 год

2.1.

Ликвидация несанкционированных свалок в границах городов

создание благоприятных условий жизни населения

качество окружающей среды

2.2.

Ликвидация наиболее опасных ОНВОС

рекультивирован полигон твердых коммунальных отходов;

улучшено качество жизни 3,91 тысячи человек и восстановлено 6,3 гектара земель

качество окружающей среды

3. Региональный проект "Сохранение уникальных водных объектов на территории Ярославской области"

(куратор - Хохряков Денис Сергеевич)


Ответственный за реализацию - министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области

срок реализации - 2024 год


Сохранение и восстановление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое

улучшено экологическое состояние гидрографической сети;

созданы условия для сохранения водных и водных биологических ресурсов, а также обеспечены комфортные экологические условия проживания населения вблизи водных объектов

протяженность расчищенных участков русел рек;

количество населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов

4. Региональный проект "Развитие водохозяйственного комплекса Ярославской области" (куратор - Хохряков Денис Сергеевич)


Ответственный за реализацию - министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области

срок реализации - 2024 - 2026 годы


Капитальный ремонт ГТС

повышена защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод

объем предотвращенного ущерба от негативного воздействия вод; численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, нарастающим итогом

5. Ведомственный проект "Ликвидация объектов накопленного вреда на территории Ярославской области"

(куратор - Пеньков Дмитрий Владимирович)


Ответственный за реализацию - министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области

срок реализации - 2024 - 2025 годы


Проведение изысканий на ОНВОС, представляющего угрозу реке Волге

проведены изыскания на ОНВОС, представляющего угрозу реке Волге

количество ликвидированных наиболее опасных ОНВОС

6. Комплекс процессных мероприятий "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области"


Ответственный за реализацию - министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области

-

6.1.

Обеспечение охраны окружающей среды и природопользования

в рамках работы по экологическому просвещению повышена экологическая грамотность населения, развивается экологическая культура;

органы управления обеспечены актуальной специализированной информацией для принятия управленческих решений;

осуществлены полномочия в сфере управления ООПТ и биоразнообразием; осуществлены отдельные полномочия Российской Федерации в области организации, регулирования и охраны животного мира в целях сохранения видового разнообразия ресурсов животного мира, создания оптимальных условий для воспроизводства объектов животного мира;

обеспечена открытость и общедоступность информации о состоянии окружающей среды (экологической информации)

доля площади Ярославской области, занятой ООПТ всех уровней;

качество окружающей среды

6.2.

Осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений

снижение негативного воздействия вод

объем предотвращенного ущерба от негативного воздействия вод, нарастающим итогом

6.3.

Обеспечение деятельности государственных учреждений

обеспечение экологической безопасности населения, сохранение видового разнообразия ресурсов животного мира на ООПТ, соблюдение требований федерального законодательства

доля населения области, проживающего в населенных пунктах, охваченных системой мониторинга атмосферного воздуха,

качество окружающей среды

6.4.

Содержание и обслуживание кислогудронных прудов

предотвращение попадания "кислых гудронов" в реки Ярославской области

качество окружающей среды

7. Комплекс процессных мероприятий "Осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области организации, регулирования и охраны животного мира"


Ответственный за реализацию - министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области

-

7.1.

Формирование сведений о параметрах состояния объектов животного мира

сохранено видовое разнообразие ресурсов животного мира, обеспечена реализации прав граждан на пользование объектами животного мира, проведен мониторинг объектов животного мира, за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов, и сформированы сведения о параметрах их состояния

качество окружающей среды

7.2.

Осуществление государственного охотничьего контроля (надзора)

осуществлен контроль соблюдения установленных условий природопользования, пресечение незаконной добычи охотничьих ресурсов

качество окружающей среды


4. Финансовое обеспечение Государственной программы


Наименование государственной программы Ярославской области, структурного элемента/ источник финансового обеспечения

Объем финансового обеспечения по годам реализации, тыс. рублей

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Государственная программа Ярославской области "Охрана окружающей среды в Ярославской области"

на 2024 - 2030 годы - всего

в том числе:

356430,3

295138,9

519954,4

55612,9

55612,9

55612,9

55612,9

1393975,2

- областные средства

195368,2

112972,4

163710,6

50299,7

50299,7

50299,7

50299,7

673250

- федеральные средства

144767,1

152539,4

328098

5313,2

5313,2

5313,2

5313,2

646657,3

- местные бюджеты

16295

29627,1

28145,8

-

-

-

-

74067,9

Региональный проект "Сохранение уникальных водных объектов на территории Ярославской области" - всего

в том числе:

86879,9

-

-

-

-

-

-

86879,9

федеральные средства

86879,9

-

-

-

-

-

-

86879,9

Региональный проект "Развитие водохозяйственного комплекса Ярославской области" - всего

в том числе:

87990,5

233779,7

464341,5

-

-

-

-

786111,7

- областные средства

19357,8

57162,7

113410,9

-

-

-

-

189931,4

- федеральные средства

52337,7

146989,9

322784,8

-

-

-

-

522112,4

- местные бюджеты

16295,0

29627,1

28145,8

-

-

-

-

74067,9

Ведомственный проект "Ликвидация объектов накопленного вреда на территории Ярославской области" - всего

в том числе:

119000,0

-

-

-

-

-

-

119000,0

областные средства

119000,0

-

-

-

-

-

-

119000,0

Комплекс процессных мероприятий "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" - всего

в том числе:

62200,9

61000,2

55253,9

55253,9

55253,9

55253,9

55253,9

399470,6

- областные средства

57010,4

55809,7

50299,7

50299,7

50299,7

50299,7

50299,7

364318,6

- федеральные средства

5190,5

5190,5

4954,2

4954,2

4954,2

4954,2

4954,2

35152,0

Комплекс процессных мероприятий "Осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области организации, регулирования и охраны животного мира" - всего

в том числе:

359,0

359,0

359,0

359,0

359,0

359,0

359,0

2513,0

федеральные средства

359,0

359,0

359,0

359,0

359,0

359,0

359,0

2513,0


Приложение
к Государственной программе


Порядок предоставления и распределения субсидии на реализацию мероприятий, направленных на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, расположенных на территории Ярославской области и находящихся в муниципальной собственности


1. Предоставление и распределение субсидии на реализацию мероприятий, направленных на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, расположенных на территории Ярославской области и находящихся в муниципальной собственности (далее - субсидия на капитальный ремонт ГТС), осуществляются в соответствии с пунктом 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ (структурных элементов государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов (приложение 29 к государственной программе Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 322 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства области от 17.07.2020 N 605-п "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета местным бюджетам Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области, частично утратившим силу постановления Правительства области от 17.05.2016 N 573-п", в рамках регионального проекта "Развитие водохозяйственного комплекса Ярославской области" на 2024 - 2026 годы (далее - региональный проект) государственной программы Ярославской области "Охрана окружающей среды в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы.

Субсидия на капитальный ремонт ГТС предусмотрена на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления) на реализацию мероприятий, направленных на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, расположенных на территории Ярославской области и находящихся в муниципальной собственности (далее - ГТС), включенных в муниципальные программы, соответствующие целям и задачам регионального проекта, источниками финансирования которого являются средства областного и федерального бюджетов.

2. Главным распорядителем бюджетных средств в отношении субсидии на капитальный ремонт ГТС является министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области (далее - министерство).

3. Субсидия предоставляется органам местного самоуправления на выполнение работ по капитальному ремонту ГТС, принятых к софинансированию из федерального бюджета.

Использование субсидии на капитальный ремонт ГТС на оплату видов работ, не связанных с капитальным ремонтом ГТС, а также оплату авторского надзора, строительного контроля по видам работ, не связанных с капитальным ремонтом ГТС, не допускается.

4. Критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидии на капитальный ремонт ГТС:

- наличие на территории муниципального образования области ГТС, находящихся в муниципальной собственности и имеющих неудовлетворительный или критический (опасный) уровень безопасности ГТС;

- отсутствие на территории муниципального образования области бесхозяйных ГТС;

- отсутствие неисполненных обязательств по ранее заключенным соглашениям.

Субсидия на капитальный ремонт ГТС распределяется между муниципальными образованиями области, указанными в перечне мероприятий регионального проекта.

Министерством осуществляется отбор муниципальных образований в следующей очередности.

В первоочередном порядке субсидия на капитальный ремонт ГТС направляется муниципальным образованиям области, имеющим переходящие объекты, для завершения работ на них.

Во вторую очередь субсидия на капитальный ремонт ГТС направляется муниципальным образованиям области, принявшим в собственность бесхозяйное ГТС с неудовлетворительным или критическим (опасным) уровнем безопасности, на приведение его к нормальному уровню безопасности.

В третью очередь субсидия на капитальный ремонт ГТС направляется муниципальным образованиям области, имеющим в собственности ГТС с неудовлетворительным уровнем безопасности и не имеющим на территории бесхозяйных ГТС.

5. Распределение субсидии на капитальный ремонт ГТС из областного бюджета местным бюджетам, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, в части софинансирования расходов консолидированного бюджета Ярославской области на капитальный ремонт ГТС, предусмотренных соглашением, заключенным между Правительством области и Федеральным агентством водных ресурсов (далее - федеральное соглашение), осуществляется адресно в соответствии с федеральным соглашением.

Размер софинансирования расходного обязательства за счет средств федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации по мероприятиям, направленным на капитальный ремонт ГТС, определяется федеральным соглашением и рассчитывается в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ (комплексных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов (приложение 29 к государственной программе Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 322 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов".

6. Распределение субсидии на капитальный ремонт ГТС утверждается законом Ярославской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

7. Условия предоставления и распределения субсидии на капитальный ремонт ГТС:

- наличие муниципальной программы, на софинансирование мероприятий которой предоставляется субсидия на капитальный ремонт ГТС, а также соответствие мероприятий муниципальной программы целям и задачам регионального проекта;

- наличие в бюджете муниципального образования области (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на капитальный ремонт ГТС, в объеме, необходимом для исполнения расходных обязательств, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии на капитальный ремонт ГТС;

- обеспечение уровня финансирования расходного обязательства органа местного самоуправления;

- наличие заключенного между министерством и муниципальным образованием области соглашения о предоставлении субсидии на капитальный ремонт ГТС (далее - соглашение) и предусматривающего обязательства муниципального образования области по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия на капитальный ремонт ГТС, а также ответственность за невыполнение обязательств, предусмотренных соглашением;

- наличие заключенного муниципального контракта на выполнение работ по мероприятию;

- представление актов о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ и затрат;

- выполнение требований к показателям результативности использования субсидии на капитальный ремонт ГТС, установленных соглашением;

- выполнение требований к срокам, порядку и формам представления отчетности об использовании субсидии на капитальный ремонт ГТС, указанных в соглашении;

- возврат муниципальным образованием области в доход областного бюджета средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия на капитальный ремонт ГТС, при невыполнении муниципальным образованием области предусмотренных соглашением обязательств по достижению результатов использования субсидии на капитальный ремонт ГТС, по соблюдению уровня софинансирования расходных обязательств из местного бюджета.

8. Показатели результата использования субсидии на капитальный ремонт ГТС и их целевые значения определяются соглашением.

Результат использования субсидии на капитальный ремонт ГТС (R i ) рассчитывается по формуле:


R i=Rf i/Rp i,


где:

Rf i - фактическое значение соответствующего показателя результата использования субсидии на капитальный ремонт ГТС;

Rp i - плановое значение соответствующего показателя результата использования субсидии на капитальный ремонт ГТС.

При значении показателя R i 0,75 результат использования субсидии на капитальный ремонт ГТС признается низким, при значении 0,751  R i   0,959 - средним, при значении R i 0,96 - высоким.

Показателем результата использования субсидии на капитальный ремонт ГТС является количество ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в текущем году в безопасное техническое состояние (штук).

Эффективность использования субсидии на капитальный ремонт ГТС (S i ) рассчитывается по формуле:


Si=(R iP i/F i) 100%,


где:

R i - результат использования субсидии на капитальный ремонт ГТС;

P i - плановый объем бюджетных ассигнований, утвержденный в бюджете на финансирование мероприятия, направленного на капитальный ремонт ГТС;

F i - фактический объем финансирования расходов на реализацию мероприятия.

При значении показателя S i 75 процентов эффективность использования субсидии на капитальный ремонт ГТС признается низкой, при значении 75,1 процента S i 95,9 процента - средней, при значении S i  96 процентов - высокой.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

1. Размер субсидии на капитальный ремонт ГТС из областного бюджета бюджету муниципального образования на соответствующий финансовый год (S i ) рассчитывается по формуле:


S i=(S n-S f)K,


где:

S n - сметная стоимость мероприятия по капитальному ремонту ГТС, на софинансирование которого предоставляется субсидия на капитальный ремонт ГТС;

S f - стоимость выполненных работ, подтвержденная актами выполненных работ, оплаченная на дату принятия решения о предоставлении субсидии;

K - коэффициент софинансирования расходного обязательства за счет субсидии на капитальный ремонт ГТС из областного бюджета, который рассчитывается по формуле:


К = У / 100%,


где У - уровень софинансирования расходного обязательства за счет субсидии на капитальный ремонт ГТС из областного бюджета.

2. Уровень софинансирования объема расходного обязательства муниципального образования области из областного бюджета должен соответствовать предельному уровню софинансирования, ежегодно утверждаемому постановлением Правительства области на очередной финансовый год и плановый период.

В случае уменьшения общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых в местном бюджете на финансовое обеспечение расходного обязательства муниципального образования области, субсидия на капитальный ремонт ГТС предоставляется в размере, определенном исходя из уровня софинансирования от уточненного общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в финансовом году в местном бюджете.

В случае увеличения в финансовом году общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых в местном бюджете на финансовое обеспечение расходного обязательства муниципального образования области, размер субсидии на капитальный ремонт ГТС не подлежит изменению.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

9. Органы местного самоуправления представляют в министерство следующие отчеты:

- отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на капитальный ремонт ГТС, - ежеквартально в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

- отчет о достижении значений результатов использования субсидии на капитальный ремонт ГТС (ежегодные отчеты - не позднее 2 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом, ежегодные уточненные отчеты - не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным годом).

Формы отчетности устанавливаются в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования области, утвержденной приказом департамента финансов Ярославской области от 17.03.2020 N 15н "Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования области".

10. В случае если муниципальным образованием области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии на капитальный ремонт ГТС не достигнуты результаты использования субсидии на капитальный ремонт ГТС, предусмотренные соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии на капитальный ремонт ГТС в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии на капитальный ремонт ГТС, указанные нарушения не устранены, муниципальное образование области в срок до 01 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии на капитальный ремонт ГТС, должно вернуть в доход областного бюджета объем средств (V возврата ), определяемый по формуле:


V возврата=V субсидииkm/n0,1,


где:

V субсидии - размер субсидии на капитальный ремонт ГТС, предоставленной местному бюджету в отчетном финансовом году, без учета размера остатка субсидии на капитальный ремонт ГТС, не использованного по состоянию на 01 января текущего финансового года, потребность в котором не подтверждена министерством;

k - коэффициент возврата субсидии на капитальный ремонт ГТС;

m - количество результатов использования субсидии на капитальный ремонт ГТС, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии на капитальный ремонт ГТС, имеет положительное значение (больше нуля);

n - общее количество результатов использования субсидии на капитальный ремонт ГТС;

0,1 - понижающий коэффициент суммы возврата субсидии на капитальный ремонт ГТС.

Коэффициент возврата субсидии на капитальный ремонт ГТС (k) рассчитывается по формуле:


k=D i/m,


где D i - индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии на капитальный ремонт ГТС.

При расчете коэффициента возврата субсидии на капитальный ремонт ГТС используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го результата использования субсидии на капитальный ремонт ГТС.

Индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии на капитальный ремонт ГТС (D i ), определяется:

- для результатов использования субсидии на капитальный ремонт ГТС, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает большую эффективность использования субсидии на капитальный ремонт ГТС ("растущие показатели"), - по формуле:


D i=1-T i/S i,


где:

T i - фактически достигнутое значение i-го результата использования субсидии на капитальный ремонт ГТС на отчетную дату;

S i - плановое значение i-го результата использования субсидии на капитальный ремонт ГТС, установленное соглашением;

- для результатов использования субсидии на капитальный ремонт ГТС, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает меньшую эффективность использования субсидии на капитальный ремонт ГТС ("убывающие показатели"), - по формуле:


D i=1-S i/T i.


В случае выявления недостаточного софинансирования расходных обязательств муниципального образования области из местного бюджета объем средств, подлежащий возврату из местного бюджета в областной бюджет (S н ), рассчитывается по формуле:


S н=S ф-S кК ф,


где:

S ф - размер субсидии на капитальный ремонт ГТС, предоставленной для софинансирования расходного обязательства муниципального образования, по состоянию на дату окончания контрольного мероприятия, без учета размера остатка субсидии, не использованного по состоянию на 01 января текущего финансового года;

S к - общий объем фактически произведенных кассовых расходов на реализацию бюджетных обязательств, принятых допустившим нарушение условий софинансирования расходного обязательства муниципального образования получателем средств, необходимых для исполнения расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставлена субсидия на капитальный ремонт ГТС, по состоянию на дату окончания контрольного мероприятия;

K ф - безразмерный коэффициент, выражающий уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования из областного бюджета по соответствующему мероприятию, предусмотренный соглашением.

В случае если муниципальным образованием области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии на капитальный ремонт ГТС не достигнуты результаты использования субсидии на капитальный ремонт ГТС, предусмотренные соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии на капитальный ремонт ГТС в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии на капитальный ремонт ГТС, указанные нарушения не устранены, министерство в срок не позднее 15 марта текущего финансового года направляет в адрес соответствующего муниципального образования области согласованное с министерством финансов Ярославской области требование о возврате средств местного бюджета в доход областного бюджета в срок до 01 апреля текущего финансового года.

Министерство в срок не позднее 15 апреля текущего финансового года представляет в министерство финансов Ярославской области информацию о возврате (невозврате) муниципальными образованиями области средств местного бюджета в областной бюджет (до 01 апреля текущего финансового года).

В случае нецелевого использования субсидии на капитальный ремонт ГТС к муниципальному образованию области применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

11. В случае выявления по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии на капитальный ремонт ГТС недостаточного софинансирования расходных обязательств муниципального образования области из местного бюджета муниципальное образование области возвращает в доход областного бюджета средства в объеме, пропорциональном доле недофинансирования из местного бюджета.

Порядок возврата из местного бюджета в доход областного бюджета остатков субсидии на капитальный ремонт ГТС, не использованных по состоянию на 01 января текущего финансового года, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства области от 03.02.2017 N 75-п "Об утверждении Порядка возврата межбюджетных трансфертов и принятия главными администраторами средств областного бюджета решений о наличии (об отсутствии) потребности в межбюджетных трансфертах".

12. Предоставление субсидии на капитальный ремонт ГТС осуществляется министерством в соответствии с соглашением. Сроки заключения соглашения между министерством и муниципальным образованием области определяются в соответствии с требованиями, установленными федеральным соглашением и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".

Соглашение между министерством и органом местного самоуправления заключается в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с требованиями, установленными федеральным соглашением и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".

В случае, когда бюджетные ассигнования на предоставление субсидии на капитальный ремонт ГТС предусмотрены в соответствии с законом о внесении изменений в закон Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, соглашение между главным распорядителем бюджетных средств и органом местного самоуправления заключается в срок не позднее 30 дней после дня вступления в силу указанного закона.

Для заключения соглашения муниципальное образование области представляет в министерство следующие документы:

- копия утвержденной муниципальной программы, на софинансирование мероприятий которой предоставляется субсидия на капитальный ремонт ГТС;

- выписка из решения о местном бюджете (сводной бюджетной росписи) муниципального образования области, подтверждающая наличие ассигнований за счет средств местного бюджета на исполнение соответствующего расходного обязательства органа местного самоуправления в объеме, необходимом для его исполнения в рамках соответствующей муниципальной программы;

- положительное заключение экспертизы проектно-сметной документации (за исключением работ по разработке проектно-сметной документации);

- копии муниципальных контрактов (договоров), включающих график производства работ (услуг), с исполнителями работ.

При выделении муниципальному образованию области в составе субсидии на капитальный ремонт ГТС на текущий год средств на погашение кредиторской задолженности суммы, направляемые на погашение кредиторской задолженности, отражаются в соглашении отдельной строкой без указания результатов использования субсидии на капитальный ремонт ГТС.

Соглашение заключается на срок, определяемый в соответствии с требованиями, установленными федеральным соглашением и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".

Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений результатов использования субсидии на капитальный ремонт ГТС, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий, не допускается в течение всего периода действия соглашения, за исключением следующих случаев:

- если выполнение условий предоставления субсидии на капитальный ремонт ГТС оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы;

- в случае изменения значений целевых показателей государственных программ Ярославской области (комплексных программ) или результатов региональных проектов;

- в случае сокращения размера субсидии на капитальный ремонт ГТС.

В случае подтверждения наличия потребности в текущем году в остатках субсидии на капитальный ремонт ГТС, не использованных по состоянию на 01 января текущего финансового года, в соответствии с постановлением Правительства области от 03.02.2017 N 75-п "Об утверждении Порядка возврата межбюджетных трансфертов и принятия главными администраторами средств областного бюджета решений о наличии (об отсутствии) потребности в межбюджетных трансфертах" по согласованию с министерством действие соглашения продлевается на очередной финансовый год путем заключения дополнительного соглашения.

13. В соответствии с частью 3.1 статьи 7 Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 457-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" экономия, образовавшаяся по результатам заключения муниципальных контрактов на закупку товаров (работ, услуг), может быть направлена на реализацию иных мероприятий в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

В случае невозможности использования муниципальным образованием области экономии средств областного бюджета, выделенных в рамках субсидии на капитальный ремонт ГТС, муниципальное образование области направляет в адрес министерства уведомление об образовании экономии в результате заключения муниципальных контрактов (договоров) в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента определения объема экономии, с указанием суммы сложившейся экономии.

Министерство уменьшает сумму субсидии на капитальный ремонт ГТС из областного бюджета на сумму сложившейся экономии путем заключения с муниципальным образованием области дополнительного соглашения.

В случае уменьшения в результате экономии по итогам проведения закупок товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд сумм предоставляемой муниципальному образованию области субсидии на капитальный ремонт ГТС бюджетные ассигнования областного бюджета на предоставление субсидии на капитальный ремонт ГТС подлежат сокращению путем внесения изменений в закон Ярославской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период и в сводную бюджетную роспись областного бюджета.

Сокращение средств производится в объеме высвободившихся средств пропорционально доле финансирования из соответствующих бюджетов, кроме внебюджетных средств.

14. Предоставление субсидии на капитальный ремонт ГТС осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств с учетом кассового плана, утвержденного в соответствии с порядком составления и ведения кассового плана исполнения областного бюджета на соответствующий квартал, на основании бюджетной заявки главного распорядителя средств местного бюджета в части оплаты выполненных работ пропорционально установленной доле софинансирования из областного бюджета.

Перечисление субсидии на капитальный ремонт ГТС осуществляется на единый счет местного бюджета, открытый финансовому органу муниципального образования в Управлении Федерального казначейства по Ярославской области.

Министерство осуществляет перечисление субсидии на капитальный ремонт ГТС в бюджеты муниципальных образования области на лицевые счета администраторов доходов местных бюджетов с учетом объемов выполненных работ в доле, соответствующей уровню софинансирования расходного обязательства за счет средств областного бюджета.

Поступившая в местный бюджет субсидия на капитальный ремонт ГТС расходуется с лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения местного бюджета, в соответствии с бюджетной росписью.

Перечисление субсидии на капитальный ремонт ГТС производится на основании представленных министерству заключенных муниципальных контрактов и копий актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ".

15. Ответственность за достоверность и своевременность составления и представления документов, а также за целевое использование субсидии на капитальный ремонт ГТС возлагается на органы местного самоуправления и получателей бюджетных средств, осуществляющих расходование субсидии на капитальный ремонт ГТС.

16. Министерство и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательные проверки условий, целей и порядка предоставления субсидии на капитальный ремонт ГТС в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Обзор документа


Разработана Программа по охране окружающей среды в Ярославской области.

В качестве целей Государственной программы "Охрана окружающей среды в Ярославской области" выделены: сокращение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации 1 объекта накопленного вреда окружающей среде, представляющего угрозу реке Волге, к 2025 году; сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством поддержания на уровне 10% площади Ярославской области, занятой особо охраняемой природной территории, на плановый период до 2030 года; повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод за счет предотвращения ущерба от негативного воздействия вод в размере 1329,22 млн рублей к 2026 году.

Кроме того к целям Программы отнесено улучшение экологического состояния гидрографической сети за счет проведения комплекса дноуглубительных работ и работ по выемке грунта в целях расчистки водных объектов от заиливания, наносов песка и грунта общей протяженностью 9,2 км к 2025 и развитие системы мониторинга окружающей среды на территории Ярославской области, обеспечивающей к 2030 году индекс качества окружающей среды на уровне 108,3%.

Объем финансового обеспечения за весь период реализации Государственной программы установлен в размере 1393975,2 тыс. рублей.

Постановление вступает в силу с момента подписания.

Назад